Методика восстановления равновесия в системе чакр при
помощи голоса была описана еще три тысячи лет назад в аюрведе — ведической
системе врачевания. В большинстве случаев воздействие на чакры сводится к пению
мантр, однако может включать в себя и отдельные гармонически связанные звуки
(о системе соответствия гласных звуков и чакр вы сможете прочесть подробнее в
следующей главе). В числе прочих на системе гармонически взаимосвязанных тонов
базируется и методика Рэндела Маклеллана.
Рэндел Маклеллан, автор книги «Целительная сила музыки»
(Randall McClellan. The Healing Forces of Music), разработал методику
воздействия на чакры при помощи человеческого голоса. Суть ее заключается в
следующем: человек, желающий восстановить гармонию в собственной системе чакр,
поет ряд звуков, гармонически связанных между собой. Эта вокальная техника
несколько отличается от обертонального пения, однако в основе ее лежит тот же
принцип — принцип гармонического ряда.
«Применение методики, основанной на принципе гармонического
ряда, требует голосового диапазона, по крайней мере, в две октавы… — пишет
доктор Маклеллан. — Если нижний тон этого диапазона принять в качестве второй
гармоники, то основным будет тон на октаву ниже его, то есть основной тон здесь
выходит за пределы голосового диапазона человека».
В системе доктора Маклеллана с нижней чакрой резонирует тон
на октаву выше основного.
Например, в до-мажоре это нота до. Со второй чакрой
резонирует тон на квинту выше предыдущего (в нашем примере — соль); с чакрой пупка
— тон, составляющий с основным интервал в две октавы (снова до); с сердечной
чакрой — тон выше предыдущего на большую терцию (ми); с горловой чакрой — тон
выше предыдущего на квинту (соль); с чакрой третьего глаза — тон выше
предыдущего на малую септиму (си-бемоль); и, наконец, венечной чакре — нота
до, отстоящая от основного тона на три октавы. Таким образом, с семью
энергетическими центрами человеческого организма вступают в резонанс ноты,
соответствующие семи первым обертонам.
«Выстраивая ряд тонов, призванных воздействовать на чакры, —
пишет доктор Маклеллан, — мы взяли за основу принцип гармонического ряда, то
есть систему соотношений между 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й гармониками.
В результате обнаружилось, что природная взаимосвязь между основанием
позвоночника, солнечным сплетением и теменем отражена в структуре
гармонического ряда, где 2-й, 4-й и 8-й обертоны отделены друг от друга
октавами (напомню, что соотношение частот, составляющих интервал в одну
октаву, — 2:1). Взаимосвязь между второй и шестой чакрами выражена соотношением
3-го и 6-го обертонов, которые также отделены друг от друга октавой. Сердечной
чакре соответствует пятая гармоника, несущая в себе стабилизирующую силу
большой терции. Третьему глазу соответствует 7-й обертон».